image1 image2 image3 image4 image5

Обзор научных публикаций. Электронное периодическое издание "Грани познания"

Уважаемые коллеги! В журнале вы можете найти интересующую вас информацию по проблемам развития науки и образования в России, прежде всего в ее Южном регионе, а так же материалы новейших исследований.

Научно-образовательный журнал "Грани познания" основан в 2008 году.

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(400131, Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Подробно ознакомиться с материалами, опубликованными в журнале вы сможете на сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета  или перейдя по ссылке http://grani.vspu.ru/page/home

Ссылка на публикацию нашего педагога, Ясавниной Светланы Николаевны

http://grani.vspu.ru/avtor/608

 

Педагогика и духовно-нравственное воспитание

Алпатова Наталья СергеевнаПонькина Ирина Васильевна

Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков

Освещена проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Проанализирован опыт социально-педагогической работы ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Байбаков Александр Михайлович

Духовно-нравственное воспитание школьников: аспект воспитания толерантности

С позиций ценностного подхода обосновываются задачи и способы воспитания у школьников толерантности, характеризуются проблемы, с которыми может столкнуться педагог в процессе воспитания толерантности как составляющей духовно-нравственного воспитания.

Бородаева Галина ГеоргиевнаСеменова Галина Владимировна

Духовно-нравственное воспитание как аспект целостного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов

Определены особенности и представлен опыт реализации духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Проанализированы сущность и основные характеристики категорий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности».

Бородаева Лариса Георгиевна

Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России

Освещена проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Определены сущность, основные цели и содержание духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. Выделены критерии оценки и самооценки уровня духовно-нравственной воспитанности студентов.

Ядвиршис Людмила Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки

Дается представление о стратегических целях и образовательных приоритетах в воспитании духовно-нравственной личности будущего учителя; анализируется опыт использования образовательно-воспитательных технологий в духовно-нравственном воспитании студентов.

Черников Владимир Александрович

Роль государственной молодежной политики в духовно-нравственном воспитании молодежи

Анализируются причины увеличения роли государственной молодежной политики в духовно-нравственном воспитании молодежи, проводится сравнительная характеристика приоритетов российской и зарубежной государственной молодежной политики. Выявлены условия социального партнерства молодежи и государства в области духовно-нравственного воспитания общества.

Психология и педагогика

Ситникова Екатерина Николаевна

Субкультура в контексте современного образовательного процесса (диагностический аспект)

Анализируются и обобщаются современные подходы к пониманию феномена субкультуры, определяются его особенности. Описаны представления современных подростков, их родителей и учителей о субкультуре и ее роли в обучении и становлении личности в целом.

Грицай Людмила Александровна

Проблема преодоления суицидального поведения детей и подростков средствами семейного воспитания в педагогическом наследии В.В. Поворотинской и К.В. Ельницкого

Освещаются причины суицидального поведения детей и подростков, а также пути их преодоления средствами семейного воспитания. Рассматриваются работы педагогов рубежа XIX–XX вв. В.В. Поворотинской и К.В. Ельницкого, посвященные данной проблеме.

Костюнина Алена Анатольевна

Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации личности

Дан анализ исследований, посвященных гендерной специфике профессиональной мотивации личности. Установлено, что мужской и женский стиль руководства взаимодополняют друг друга и приводят к созданию оптимальной модели управления на всех его уровнях. Это свидетельствует о том, что нет четкой взаимосвязи между полом и успешностью лидера. Ориентированность на профессию, стремление к карьере в равной степени выражены и у женщин, и у мужчин и зависят от гендерного аспекта, а не от биологического пола человека.

Бескова Татьяна Викторовна

Соотношение зависти и коммуникативной интолерантности в студенческом возрасте (гендерный аспект)

Приводятся результаты эмпирического исследования гендерных особенностей взаимосвязи зависти и интолерантности в студенческом возрасте. У девушек выявлен больший уровень коммуникативной интолерантности, который определен завистливостью личности.

Педагогика и компетентностный подход

Бородина Татьяна Сергеевна

Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании посредством интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов

Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов рассматривается в качестве основного направления подготовки специалиста на основе компетентностного подхода к построению содержания образования.

Жадаев Юрий Анатольевич

Подготовка специалиста к профессиональной деятельности в условиях инновационного развития общества

Уточнены условия и средства реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном педагогическом образовании и намечены пути решения задач подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях инновационного развития общества.

Водопьянова Наталья Александровна

Перспективы повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов в условиях реформы отечественной системы образования

Рассматриваются проблемы и перспективы повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов в условиях перехода отечественной системы образования на ФГОС ВПО третьего поколения. Проводится сравнение знаниевой и проектной моделей организации самостоятельной работы студентов.

Дубинина Елена Ивановна

Что важнее: знание предмета или умение его преподавать

Обосновывается необходимость непрерывного совершенствования методической подготовки. Представлены позиции по данному вопросу двух выпускников-иностранцев (начинающего учителя и опытного преподавателя).

Чижова Валентина Александровна

Два типа знаний и планирование учебного материала

Сделана попытка пересмотра традиционного способа планирования учебного речевого материала. Разработаны новые принципы структурирования данного материала на основе результатов психолингвистических исследований, касающихся восприятия и порождения речи, а также стратегий обучения иностранному языку.

Тер-Авакян Ирина Владимировна

Особенности проектирования языковых тестов (компетентностный подход)

Рассматривается технология проектирования текстоцентрических тестов на базе компетентностного подхода. Особое внимание уделено описанию процедур отбора и обработки языковых материалов с целью подготовки баз тестовых заданий.

Мацкайлова Ольга Андреевна

Педагогическая помощь как одна из тактик педагогической деятельности

Рассматривается важность педагогической поддержки студентов колледжа в среднем профессиональном образовательном учреждении. Педагогическая помощь в преодолении возникающих затруднений должна быть адресной и направленной на изменение (дополнение) субъекта, а не содержания и процесса образования. Помощь студентам заключается в изучении индивидуального стиля, выявлении затруднений и их причин.

Дёмкина Елена Владимировна

Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста

Раскрываются основные педагогические принципы и закономерности, выступающие главными методологическими ориентирами в профессиональном воспитании личности будущего специалиста. Показано, что важнейшим условием, обеспечивающим эффективность деятельности, является построение модели в соответствии с закономерностями, отражающими особенности тех процессов и явлений, которые связаны с объектом и предметом исследования.

Патриотизм и Историко-культурное наследие

Быков Дмитрий Викторович

Патриотическая работа в Волгоградской области: вчера, сегодня, завтра

Волгоград традиционно является центром патриотического воспитания. К этому располагает и героическое военное прошлое, и осознание руководством региона важности этого направления в воспитании здорового морально и физически поколения. К настоящему времени функционирует развитая сеть учреждений и организаций, осуществляющих воспитание молодежи в духе патриотизма. Для координации деятельности методического и научного единства концепций, системности проводимых в 2009 г. было создано ГУ «Волгоградпатриотцентр».

Кусмарцев Михаил Борисович

Наследие Сталинградской битвы и российский патриотизм: грани интеграции (70-летию Сталинградской битвы посвящается)

Обосновывается значение героических традиций защитников Сталинграда для современных поколений и способы их распредмечивания в патриотическом воспитании детей и молодежи.

Аргасцева Светлана Анатольевна

Историческая зона боев и высадки 13-й гвардейской стрелковой дивизии: определение зон охраны исторических и архитектурных памятников

В контексте событий, связанных с высадкой 13-й гвардейской стрелковой дивизии на правый берег Волги для обороны центральной части Сталинграда в сентябре 1942 г., описывается одна из важнейших исторических зон Волгограда.

Куликова Светлана Вячеславовна

Национальная идея как базовая основа концепций российского образования и воспитания

Представлен историко-педагогический анализ поиска базовых оснований для развития концепций российского образования и воспитания, которые можно было бы не только противопоставить образованному западу, но и сделать подтверждением своей уникальности. Решение проблемы взаимоотношений российского образования с педагогикой и культурой других национальных государств издавна базировалось на национальной идее, обладающей охранительными началами.

Болотова Елена ЮрьевнаЛипатов Александр Вячеславович

Документальные источники для изучения деятельности учреждений культуры Сталинграда – Волгограда в 1953 – 1964 гг.: по материалам ГАВО

Анализируется содержание фондов Государственного архива Волгоградской области, составляющее документальную основу исследования проблемы развития культуры в регионе и деятельность учреждений культуры в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

Галкова Ольга Валентиновна

Культурное наследие: структура и содержание понятия

На базе международных и российских документов анализируются теоретические основы культурного наследия. Показывается развитие понятия «культурное наследие» в контексте решения актуальных проблем культурного менеджмента и охраны памятников истории и культуры.

Глазунов Виктор Владимирович

Исторические города Волгоградской области: проблемы изучения и сохранения культурного наследия

Проанализированы современные подходы к выделению исторических населенных мест как особой категории культурного наследия. Выявлены отдельные проблемы изучения и сохранения культурного наследия исторических городов Волгоградской области.

Орешкина Татьяна Николаевна

Возрождение культурной жизни в Сталинграде (1943–1945 гг.)

Рассматривается процесс возрождения культурной жизни в Сталинграде после освобождения города от немецко-фашистской оккупации. Дается характеристика некоторых направлений деятельности восстанавливаемых культурных объектов в городе на завершающем этапе Великой Отечественной войны.

Крылова Надежда Борисовна

Сохранение культурного наследия волгоградскими музеями и использование фондов в образовательном процессе

Рассматриваются формы сохранения музеями культурного наследия и способы использования музейных фондов в преподавании курса «Отечественная история».

Широ Наталья Васильевна

Музей образовательного учреждения как центр научно-исследовательской работы (на примере музея истории Волгоградского государственного педагогического университета)

Описывается история возникновения и развития музеев как центров научной деятельности. Определяется роль и место музеев образовательных учреждений в ряду других учреждений культуры. Раскрываются основные направления деятельности и научные достижения музея истории Волгоградского государственного педагогического университета.

Интернет и коммуникации

Земляков Дмитрий Вячеславович Никитин Александр Владимирович Штыров Андрей Вячеславович

Условия и пути реализации образовательного потенциала виртуального музейного пространства Волгоградской области

Освещаются новые образовательные и просветительские возможности музеев, появившиеся в связи с развитием современных информационных технологий, социальных сетей и сервисов. Анализируется современное состояние виртуального музейного пространства Волгоградской области, делаются выводы о его образовательном потенциале и перспективах развития.

Божко Николай НиколаевичЗемляков Дмитрий Вячеславович Иванов Евгений ВладимировичКоротков Александр Михайлович

Анализ современного состояния виртуального музейного пространства Волгоградской области

Рассматривается просветительская, образовательная и научная деятельность музеев Волгоградской области, а также анализируется презентация музеев в сети Интернет. Выявляется состояние единого виртуального музейного пространства Волгоградской области.

Колокольцева Татьяна Николаевна

Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка

Описана интернет-коммуникация как новая и активно развивающаяся речевая формация, определяется ее место в современном коммуникативном пространстве; рассматриваются основные тенденции развития и функционирования современного русского языка, которые отражаются в интернет-общении.

Экономика и СМК, трудоустройство молодёжи

Сидунова Галина ИвановнаКондауров Михаил Юрьевич

Кадровый аудит как инструмент реструктуризации кадрового потенциала предприятия

Раскрывается понятие о кадровом аудите, выступающем в качестве инструмента реструктуризации кадрового потенциала предприятия. Приводится историческая справка аудита, определяются его типы, предмет и направления.

Арькова Татьяна Юрьевна

Сущность HR-брендинга как средства управления имиджем организаций

Рассмотрена проблема формирования системы HR-брендинга современных российских предприятий и организаций, проанализированы инструменты создания технологий HR-брендинга.

Сидунов Алексей Александрович

Оптимизация затрат на развитие персонала организации

С точки зрения долгосрочных инвестиций, позволяющих быть предприятию конкурентоспособным, описаны затраты, которые организация вкладывает в развитие своих работников.

Сидунова Галина ИвановнаАрькова Татьяна Юрьевна

Методический инструментарий HR-брендинга российских организаций

Проанализирована проблема формирования инструментов HR-брендинга современных российских организаций, рассмотрены создания технологий HR-брендинга.

Чеботкова Светлана Юрьевна

Оценка компетенции человеческого капитала в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения: проблемы и решение

Рассматривается понятие «человеческий капитал» с точки зрения уровня интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационных способностей работников, их профессионального мастерства и добросовестности, приобретаемых в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Освещены проблемы оценки компетенций и представлены способы их решения, уделено внимание формированию портфолио в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения.

Шерер Ирина Николаевна

Современное решение проблем молодежи на рынке труда в регионах

Рассматриваются актуальные проблемы трудоустройства молодежи. Подчеркивается необходимость распределять трудовые ресурсы и предоставлять гарантированные рабочие места выпускникам учебных заведений в целях сокращения безработицы.

Шиндряева Ирина Викторовна

Эволюция подходов к определению категории «качество»

Проанализированы различные подходы к понятию качества, которое рассматривается как философская и социально-экономическая категория.

Шерер Ирина Николаевна

Социально-экономические проблемы трансформации молодежного рынка труда в России

Рассматриваются вопросы трансформации молодежного рынка труда. Показано, что большое значение для рыночной экономики представляет молодые трудовые ресурсы, способные активно трудиться на рынке труда в условиях современного кризиса.

Латышев Денис Валентинович

Экономические предпосылки развития образовательного сервиса

Обозначены предпосылки развития рынка образовательных услуг, раскрыта сущность таких понятий, как образовательная услуга, обслуживание, образовательный сервис. Определены особенности взаимоотношений педагога и воспитанника в условиях образовательного сервиса.

Сидунов Иван Александрович

Анализ мотивационных стимулов деятельности специалистов в торговых предпринимательских структурах

Проведен анализ системы стимулирования специалистов торговой предпринимательской структуры, разработана модель мотивации и стимулирования деятельности персонала данной структуры.

 

 

Перейти к большой карте